Аналитика и большие данные, как и другие компоненты ИТ-ландшафта компании, переходят в облако. Чтобы полностью раскрыть потенциал облачных платформ, требуется глубокая интеграция с базовой инфраструктурой и сопутствующей экосистемой сервисов. С мая текущего года аналитическая платформа SAS Viya обеспечивает возможность такой интеграции для трех ведущих облачных поставщиков IaaS — MS Azure, AWS и Google Cloud.
Облака — это способ потребления ИТ, когда компания доверяет внешнему провайдеру непрофильные для себя технические вопросы, чтобы сосредоточиться на ключевых бизнес-задачах. Такой подход позволяет оптимизировать расходы и перевести капитальные затраты в операционные издержки. В связи с этим все больше компаний отказываются от традиционной инфраструктуры on-premise и выбирают облачные технологии. Это коснулось и решений в области больших данных и аналитики. По данным ResearchAndMarkets, объем глобального рынка облачной аналитики по итогам 2020 г. составил $23,2 млрд, а к 2025 г. он достигнет $65,4 млрд при среднегодовых темпах роста 23%. А согласно подсчетам IDC, в публичных облаках была развернута почти треть (30%) всех решений в области аналитики и больших данных, при этом аналитики предсказывают, что доходы от облачных решений будут расти (CAGR +23%), в то же время выручка от аналитических решений on-premise будет сокращаться (CAGR -1,2%).
Компания SAS в ноябре 2020 г. выпустила новую версию аналитической платформы SAS Viya, которая была оптимизирована для работы в облаке (cloud-native) и интегрирована с сервисами MS Azure. Платформа SAS Viya представляет собой комплексное решение, которое объединяет возможности ИИ, аналитики и управления данными, она полностью контейнезирована с помощью Kubernetes, а также позволяет работать с open-source моделями, написанными на языках R и Python. Платформа также может быть развернута на собственной инфраструктуре заказчика (on-premise), на конечных устройствах (edge) или в гибридной среде.
По данным SAS, в 2020 г. доходы от облачных решений выросли на 8,9%, а в первом квартале 2021 г. благодаря релизу новой версии SAS Viya этот показатель составил 34%.
Чтобы наиболее полно реализовать потенциал облака с точки зрения аналитики, в июне 2020 г., компания SAS заключила партнерское соглашение с Microsoft об интеграции аналитических продуктов с облачной платформой Azure. К настоящему моменту поддержка SAS Viya локализована в 11 дата-центрах Microsoft в различных регионах мира.
SAS Viya и Azure интегрированы на трех уровнях. Первый — это базовая инфраструктура, включая управление доступом к учетным записям и информационным системам (Identity and Access Management, IAM) для получения бесшовного доступа к данным. Кроме того, была реализована интеграция на уровне технологии контейнеризации Kubernetes. Это база для реализации возможностей платформы SAS Viya. Также интегрированы между собой сервисы Azure и SAS, касающиеся работы с интернетом вещей (IoT).
Второй уровень — интеграция аналитических возможностей SAS Viya с инструментами Synapse Analytics, предусмотренными в Azure: аналитические модели теперь можно беспрепятственно перемещать между Synapse и SAS Viya, извлекая максимум возможного из двух платформ.
На третьем уровне планируется интеграция с бизнес-приложениями Microsoft, включая Office 365, Teams, Dynamics 365. «Результаты аналитики SAS должны быть доступны прямо внутри приложений, в которых люди работают на постоянное основе», — говорит корпоративный вице-президент Microsoft Ульрих Хоманн (Ulrich Homann). Например, визуализация результатов аналитики в таблице Excel или доступ к SAS intelligence через бизнес-приложение Dynamics 365.
Помимо этого в SAS также намерены активно развивать экосистему приложений Azure Marketplace, где уже сейчас доступен ряд отраслевых решений. Например, было разработано приложение для ритейлеров, которое анализирует потребительский спрос и вносит соответствующие изменения в планы поставок. А для фармацевтической отрасли было создано комплексное решение, которое одновременно мониторит условия хранения медицинских препаратов, а также проверяет соблюдение требований регуляторов. В данном решении были собраны вместе возможности инструментов аналитики SAS, а также IoT-платформы Azure и сервисов MS Healthcare.
Кроме того, в SAS Viya предусмотрен «коннектор» для работы с Power Platform — платформой Microsoft, которая объединяет в себе решения в области автоматизации и бизнес-аналитики, а также инструменты для разработчиков. Так у пользователей есть возможность создавать собственные приложения внутри экосистемы SAS Azure.
SAS и Microsoft обещают глубокую интеграцию своих сервисов, что несет дополнительную ценность пользователям. Старший вице-президент по коммерческой деятельности и стратегии AEG Sports Аарон ЛеВелли (Aaron LeValley) отмечает, что внедрение SAS Viya на Azure оказалось дешевле, чем использование SAS в комбинации с другим провайдером: «Сэкономленные средства мы инвестировали в развитие аналитических возможностей за счет добавления новых массивов данных, а также использования большего числа моделей». Кроме того, внедренное решение повысило эффективность коммуникаций за счет обмена результатами аналитики и возможностью подключения к Active Directory.
Во время пандемии решение использовалось для оценки настроения спортивных болельщиков, построения индивидуальных сценариев коммуникации, чтобы поддержать вовлеченность фанатов. Кроме того, система формировала персонализированные предложения с учетом индивидуальных потребностей. В результате AEG Sports удалось на 10% сократить отток абонентской базы в условиях локдауна и запрета на проведение спортивных мероприятий.
Первоначально возможность выбора при реализации SAS Viya в облаке была ограничена MS Azure, однако в мае 2021 г. SAS расширила пул облачных партнеров и заявила об интеграции платформы SAS Viya с Amazon Web Services (AWS) и Google Cloud Platform (GCP). А к концу года в SAS обещают расширить возможности в области контейнеризации за счет интеграции с open-source платформой OpenShift от Red Hat.
Cейчас почти две трети выручки от публичных облаков приходятся на трех крупнейших провайдеров: по данным Synergy Research, AWS занимает 32% глобального рынка, Azure — 20%, GCP — 9%. «Мы считаем, что у клиентов SAS должен быть выбор, поэтому необходимо обеспечить интеграцию аналитических инструментов с различными платформами», — комментирует Брайан Хэррис (Bryan Harris), директор по технологиям (CTO) компании SAS. Именно с этой целью новая версия платформы SAS Viya изначально разрабатывалась по принципу cloud-agnostic, c возможностью легко портировать ее в любое облако.
Также как и в случае с Azure, SAS обещает интеграцию с сервисами, представленными на облачных платформах Amazon и Google. Например, в облаке Amazon пользователи SAS Viya получат бесшовную интеграцию c Amazon Elastic Kubernetes и сервисом MLOps (объединяющим подходы DevOps с технологиями машинного обучения). В облаке Google клиенты SAS cмогут воспользоваться Google Kubernetes и Google Cloud SQL.
Одной из компаний, которая уже реализовала аналитику SAS на AWS, является производитель потребительских товаров Georgia-Pacific, который использует облачное решение для анализа более чем триллиона информационных записей по 150 фабрикам каждые сутки. «Мы анализируем данные для получения информации, которая помогает нам менять процессы и принимать верные решения. Благодаря аналитическим моделям SAS наши решения стали эффективнее, чем в те времена, когда мы полагались в основном на свои знания и опыт», — делится опытом Рошан Шах (Roshan Shah), вице-президент Georgia-Pacific.
Электронная
книга
Создание успешного бизнес-плана внедрения ИИ
SAS Viya: аналитические модели можно сразу запускать в «продакшн» без написания дополнительного кода
Данные — это золотая руда, однако, чтобы добыть из нее полезные знания, необходимы комплексные инструменты, которые включают в себя элементы машинного обучения, обработки естественного языка, компьютерного зрения, интернета вещей. Платформа SAS Viya позволяет решить эту задачу за счет «композитного» искусственного интеллекта, in-memory вычислений и возможности запускать аналитические модели в производство без написания дополнительного программного кода.
Какие преимущества дает технология потоковой аналитики для решения задач по обеспечению безопасности
Пользовательские устройства ежесекундно генерируют триллионы событий, данные о которых оседают в хранилищах. Накапливать такого рода информацию бессмысленно и дорого. Компании ищут способы монетизации сведений, собранных, например, о клиентах. Крупные игроки, инвестирующие в дата-центры и персонал, научились анализировать колоссальные объемы информации, делать выводы и даже составлять прогнозы. Анализ больших объемов данных в режиме реального времени позволяет мгновенно реагировать на происходящее, как того требует ситуация.
Александр Миронов, SAS: Индивидуальные предложения не придумать заранее: их формируют алгоритмы прямо при общении с клиентом
Эффективность маркетинговых кампаний может колебаться в широком диапазоне. Многие клиенты воспринимают звонки и сообщения с предложениями услуг как спам. Изменить ситуацию мог бы индивидуальный подход, когда клиенту предлагают именно то, что ему в данный момент необходимо. Как это сделать, в интервью CNews рассказал Александр Миронов, руководитель практики по клиентской аналитике и CRM, SAS Россия и СНГ.